Alexander Gagin (gagin) wrote,
Alexander Gagin
gagin

Categories:

о прошлом: Заголовки.ру (и Newsbot.ru)

Еще немного воспоминаний в копилку gagin.ru
(изменяю по мере поступления комментариев - не только через PS)

Как я не придумал RSS и «Яндекс.Новости»

В 2005, когда проект «Яндекс. Новости» считается классическим, его стремится обогнать «Новотека», а чтение блогов и новостей в RSS-читалках стало модным и распространенным, хочется вспомнить мой проект «Заголовки. ру». Я придумал его в конце 1999 года (но был одним из неявно упомянутых в истории «что-нибудь да сделаем»), а запустили мы его в 2000 в «Мемонете».

Идея там была для текущего момента совершенно понятная: чем проходить по десятку привычных сайтов, проверяя их обновления, лучше иметь их заголовки списком в одном месте. Давайте сделаем сайт, на котором роботы будут проходить по куче сайтов, парсить их заголовки, и складывать к нам в базу, публикуя их ссылками на оригинал. Технология, которая в известной бумаге О’Рили про веб2.0 названа screen scraping.
Мы сделали такой сервис, запустив его в 2000 году. Там было 8 рубрик, а сколько источников — не помню, а по web.archive.org понять не удается более полутора сотен источников.

Технологией занимался Артем atemik Теппонен, дизайн делал Михаил Константинов.

Помимо сервиса сбора заголовков, мы сделали переключаемый дизайн. Идея была простая — в зависимости от рубрик, интересных пользователю, ему будет комфортнее соответствующий вариант дизайну. Люди, которые читают про игры и про бизнес, скорее всего, отличаются. Наверное, читателю бизнесовых новостей нужно более спокойное оформление. С другой стороны, игровикам своя рубрика важнее всего, а остальные можно не давать или давать мелко. В общем, есть разные вариации. Логично их отыграть в вариантах дизайна.

Во всяком случае, такова была моя идея. Однако не смог ее донести до коллег, они сочли ее моей странной блажью, и в итоге варианты дизайна проекта были скорее разными цветовыми и шрифтовыми схемами одних и тех же табличек. Кроме того, в названиях схем мы не отразили их «заточку» под разные типы аудитории.
Сейчас их можно наблюдать в сохранненых в веб. архиве страницах за разные даты: октябрь 2000, январь 2001, март 2001 (видимо, «все валом»), май 2001 (видимо, компьютерный)
К сожалению, у меня не сохранилось архива проектов времен Мемонета (например, в отличие от гениального проекта «Конкурентов.нет», который еще в «Нетскейте» мы программировали-дизайнили по креативу израильского заказчика).
Как видно по страницам «Заголовков.ру», там можно было выбирать источники для каждой рубрики, настраивать дизайн, делать вынос заголовков к себе на сайт (это имеется в виду по «экспортом»).

Коллеги не разделяли мой энтузиазм, например, Борис Банчевский предлагал ввести редакторскую составляющую — посадить аналитика, который бы смотрел на новостные потоки, выбирал бы акценты, очеловечивал бы таким образом сервис. Нечто подобное сделали в агрегаторе на «СМИ.ру», который запустили примерно в тот же момент. Точнее, мне помнится, что мы были первыми, — может быть, с бетой, потому что по веб.архиву выходит иначе. Они выбирали вручную статью дня и пятерку главных для каждой рубрики. Впрочем, трафика портальных масштабов они тоже не собрали, но стали популярны и значимы в сообществе сотрудников СМИ. Правда, может не в технологии было дело, а в харизме Андрея Левкина, руководившего проектом вплоть до передачи интернет-проектов ФЭПа в ВГТРК. А первым западным аналогом, о котором я вскоре узнал, был Moreover (тогда он выглядел совсем не так, как теперь).

Несмотря на активную рекламу, наш проект совсем не был востребован — пользователей было крайне мало. Может быть, «Заголовки» и эволюционировали бы до более жизнеспособного состояния, но в 2001 «Мемонета» не стало (еще в июне 2000 Гусинского посадили за решетку). Тогда, по горячим следам «Мемонета», мне виделись две причины неуспеха. Во-первых, никому не нужно слишком много информации — в ней захлебываешься, нужно какое-то упорядочение (что и проделали с успехом «Яндекс.Новости», группируя сюжеты, — но тогда возможность применения робота-редактора даже не рассматривалась, это казалось нереальным). Во-вторых, я перемудрил со сменяемыми дизайнами, а лишняя сложность отпугивает. Оккам не одобрил бы.

Теперь понятны и другие важные упущенные возможности: участие пользователей в формировании ленты и расставлении акцентов, открытые стандарты импорта и экспорта. Не помешала бы и накачка трафиком с контекстного размещения на высокотрафиковом сайте (как «Яндекс.Новости» на заглавной портала «Яндекс»). В принципе, мы могли бы это сделать, пусть и не в таких масштабах.

Кстати, лидер проекта «Яндекс.Новости» — Дмитрий Иванов, он руководил интернет-проектами ФЭПа и непосредственно участвовал в создании агрегатора заголовков на «СМИ.ру». Видимо, в «Яндексе» он реализовал полученный в этом проекте опыт, но с новыми технологическими возможностями. Занятно также, что недавно Теппонен пришел работать в «Новотеку».

Сейчас домен zagolovki.ru остается там же, на Rowe GMBH, а сайта такого нет.

PS1 Я уже не помню, а Анатолий skyer Стояновский, который руководил тогда программистами в НТВ-Портале, говорит, что там можно было не просто настраивать дизайн, а самому создавать его для себя. Конечно, после регистрации: макроподстановками, примерно как S2 в livejournal, с загрузкой своего html. И большая часть времени Теппонена в итоге уходила на починки скриптов, которые занимались разбором чужих страниц. В пике импортировались несколько (десятки?) тысяч сообщений в сутки. Это было существенной причиной невыживания проекта. Другой — что движок не держал нагрузку — тогда вообще было сложно с созданием персонализированных страниц: делать системы, которые могли держать такую нагрузку, мало кто умел, а пользователям, с другой стороны, персонализация не очень-то была нужна.

PS2 Помимо «Заголовков.ру» на той же базе работал поисковик по новостям Newsbot.ru (см. копию в веб. архиве). С точки зрения интерфейса и функции он делался как дубль достаточно успешного на тот момент американского Wired’овского Newsbot.com (@web.archive). Но тоже — как и «Заголовки» — не привлек аудиторию. Причем у нас, похоже, функциональность была даже больше американской. Глядя на него, вспоминается, что мы таки учитывали мнения пользователей: считали клики по заголовкам и сортировали заголовки по результирующей «привлекательности». Этот домен потерялся и сейчас там реклама какого-то интернет-магазина в сквотерском формате. Та же судьба постигла и newsbot.com.

PS3 Комментарий Банчевского:
> Хотя твоя тогдашняя идея опередила время, я по-прежнему считаю, что без минимального «человеческого фактора» не обойтись. Профессионально занимаясь по сю пору новостями, вижу огромные дыры не только в яндекс-новостях, но и в гугле-новостях. Кстати, на мой взгляд, из всех автоматов лучший сегодня у яху. Во всяком случае, в английских и немецких агрегаторах.
Иванов прокомментировал здесь же — см. ниже.
Tags: failure, memoir, memonet, nethistory, rss, zagolovki.ru
Subscribe

  • ностальгическое: форум.мск

    Я совершенно напрасно отказался от поддержки этого проекта и теперь об этом сожалею. http://forum.msk.ru/files/980907043347.html

  • где мой чек на 76 долларов?

    Смешной старый текст ( мое выступление на конференции в 98 году). Там вам и контекстная реклама, и "не случайно сейчас есть тенденция к образованию…

  • Интеррадио

    Интернет придумали не для соединения компьютеров. Компьютеров у американских военных тогда не было. Сеть была придумана как сеть радио. PS Нужна…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • ностальгическое: форум.мск

    Я совершенно напрасно отказался от поддержки этого проекта и теперь об этом сожалею. http://forum.msk.ru/files/980907043347.html

  • где мой чек на 76 долларов?

    Смешной старый текст ( мое выступление на конференции в 98 году). Там вам и контекстная реклама, и "не случайно сейчас есть тенденция к образованию…

  • Интеррадио

    Интернет придумали не для соединения компьютеров. Компьютеров у американских военных тогда не было. Сеть была придумана как сеть радио. PS Нужна…